Программы развития для студентов и выпускников
История отборов
в архиве Сито@eGraduate.ru
 
 
Сито - разговоры об отборе

Процесс отбора в Procter and Gamble

Creat,
Creat83@mail.ru,
опубликовано в рамках проекта «Личный вклад»

Первая презентация, которую я посетил, была именно от этой компании. И после этого я просто загорелся. Меня не остановило то, что до этого я никогда не заполнял анкеты и не проходил интервью.

Итак, процесс отбора в P&G на менеджерские позиции можно разбить на 5 частей. Есть ещё работа не на менеджерских позициях, но я о ней мало что знаю. Пожалуй, только то, что в тесте (о котором я расскажу подробнее позже) можно набрать меньшее количество баллов. В принципе, может случиться такое, что из-за теста вас не возьмут на менеджерскую позицию, а возьмут на менее интересную и перспективную. Как говорит P&G, опыт работы для них значения не имеет. И независимо от него вы придёте на какую-то стартовую позицию.

Этапы отбора

  1. Заполнение анкеты он-лайн. Самая сложная анкета, которую я когда-либо встречал. В том числе и потому, что была первой. А так, сравнимые по сложности анкеты приходится заполнять ещё и в такие компании, как Shell, Unilever, BAT. У Mars анкета значительно легче. Итак, анкета в P&G включает в себя несколько этапов — общая информация, прикрепление (или создание) резюме (кстати, надо сказать, что моё первое cv было составлено именно P&G resume-builder) и самая сложная часть — описание ситуаций из жизни. Их нужно написать от 3 до 6. Вся анкета на английском, поэтому создание этих небольших рассказиков также может быть связано с некоторыми проблемами. Заполнение анкеты у меня заняло 2 недели, зато потом я использовал эти ситуации из жизни при заполнении других анкет. Вопросы в основном касаются проявления лидерских качеств, склонности к креативу, умения объединять около себя людей и добиваться своих целей.
  2. Если ваша анкета оценена специальной программой на положительную оценку, то вам предлагают пройти некий психологический тест он-лайн. Он совсем несложный и легко можно понять, каких ответов ждут от вас.
  3. В случае если с 2 предыдущими этапами всё ок, то вас приглашают на тест, который 2 раза в неделю проходит в офисе P&G. Надо признать, что тест очень похож на тест от компании SHL, который предлагается такими компаниями, как Mars, Unilever, HP, L’Oreal, некоторыми компаниями из Big 4 и многими другими, но значительно сложнее. В тесте от P&G больше вопросов, и времени на их выполнение даётся меньше. Кроме того, в тесте от SHL есть 2 части — проверка понимания теста и умения работать с численной информацией, которые оцениваются отдельно друг от друга, в тесте от P&G 3 части (ещё плюс математические задачки, уровень районной олимпиады для 3-5 классов), и оцениваются они все вместе. Проходной балл в обоих типах тестов примерно 50-60%, точно сказать не могу. Если вы не напишете тест, то у вас будет ещё ровно 1 возможность через год. Больше таких шансов не будет
  4. Следующий этап — скрининг интервью. Проходит почти всегда на русском. Сотрудник P&G проверяет ваши качества, которые вы описали в анкете, чтобы понять насколько вы в принципе подходите компании. Проверяет, задавая вопросы на эту тему (примерно те же, что были в анкете), так что анкета нужна затем, чтобы вы продумали, что будете говорить на интервью, такая вот репетиция. Как сказала HR-менеджер P&G на одной из презентаций, если прошла ваша анкета, то, скорее всего, (80%) вы пройдёте, если произведёте впечатление человека, который писал искренне. Ещё нужно здесь заметить, что, если вы не проходите интервью, то почти наверняка P&G больше никогда не будет вас рассматривать. Люди не меняются, по мнению P&G.
  5. Если вы дошли до последнего этапа, то вас ждут сразу 3 интервью. Как минимум 1 из них на английском (скорее всего с начальником отдела, который является экспатом). Интервью могут быть тет-а-тет, по телефону, лично с каждым интервьюером, или одно, но сразу со всеми. В моей практике были все типы. Вопросы те же самые, что и на скрининг, в результате отказа такие же печальные последствия.

Результаты

Следует заметить (насколько я могу судить), что после интервью вам может быть поставлен 1 из 3 диагнозов:

  • Вы подходите, предложение о работе.
  • Вы не подходите в принципе, отказ на всю жизнь (вашу или компании).
  • Вы подходите, но, увы, есть лучший кандидат. Тогда отказ только от данного отдела, и вы можете пытаться идти в какой-нибудь другой. 3 вариант бывает, вроде бы, только на 5 этапе.

Итак, если вам делают предложение в Москве, то это может быть позиция м11 или м2. Зарплата на м1 примерно 35 тысяч рублей в месяц, на м2 — 50. Но на позицию м2 берёт только отдел бренд-менеджмента. Если вам делают предложение о работе не в Москве, а в Новомосковске (Тульская область) и вы из Москвы, то вам платят + 6 тысяч за переезд и предлагают позицию м1. Если вы из Тулы или области, то отбор немного другой и совсем другая зарплата и позиция. Не менеджерская. Что происходит, если вы из Тулы, но закончили московский вуз, не знаю (надо уточнить, что Проктер утверждает, что придерживается одинаковых принципов везде и всегда, и людей из Тулы берут на те же позиции и зарплаты, но, думаю, P&G тут лукавит).

Личный опыт

Со мной же случилась такая история. Сначала я подал анкету на позицию в market research и дошёл до 4 этапа, где мне благополучно отказали.

Потом P&G стал набирать людей для работы на своём заводе в Новомосковске и для этого устроил тестирование для студентов МГУ. Пришло много народа, всем дали написать тест, пройти его смогли процентов 60. Говорит об уровне теста, не правда ли? Особенно если учесть, что 70% были с мех-мата, физфака или химфака.

Я и два моих друга прошли этот тест, были приглашены на скрининг-интервью (оно проводилось в 2 этапа с 2 разными иностранцами). После этого нас осталось двое. Нас пригласили съездить на завод и пройти интервью там.

Из МГУ нас поехало 6 человек. Организация была на очень высоком уровне. Мы уехали утром одного дня, приехали вечером следующего. Ехали на заказанном маршрутном такси. Поселили нас в лучшей гостинице, в первый день был ужин с миддл-менеджментом и недавними выпускниками МГУ в ресторане. Ещё показали завод, каждый из соискателей прошёл несколько интервью. 2 из 6 были сделаны предложения о работе.

Конкретно я говорил, что не хотел бы работать на заводе на каждом из интервью, но хотел бы работать в P&G. Мне не сделали предложения, но у меня осталось устойчивое впечатление, что я очень понравился.

Оно оказалось верным. Потому что когда я апплицировался на другую позицию в P&G в Москве, меня снова стали рассматривать. Несмотря на отказ.

Далее были пятые этапы в 2 разных отдела (закупок и IT). В одном отделе было интервью групповое. Меня попросили подождать после него. Ждал я минут 40. Видимо, они решали, делать мне предложение или нет. Решили, что нет. Но отказывать навсегда не стали. В другом отделе были 2 телефонных интервью и 1 личное. После этого мне поставили окончательный отказ. Жаль.

Пара слов о стажировке.

Длится она 2-4 месяца, оплачивается почти как позиция м1, стажёры занимаются реальной работой и после стажировки делается или нет предложение о работе.

Преимущества P&G

  • Первый из существенных плюсов P&G — это достаточно частые стажировки в других странах. В том числе и в странах Западной Европы.
  • Ещё плюс — зарплата пересматривается 2 раза в год. В зависимости от работы вас могут:
    • выгнать;
    • не повысить зарплату и сказать, что плохо работаете, дав 1 шанс всё исправить;
    • повысить зарплату на 15%;
    • повысить зарплату на 25%.
  • При excellent работе и старте с м2 можно ожидать зарплату через год в 78 тысяч в случае самого благоприятного исхода. Как показывают простые расчёты.
  • Обычно на то чтобы подняться на уровень (например, с м1 до м2) уходит 2-3 года.

После презентации P&G я понял, что в России существуют компании, которые не только щедро оплачивают работу, но и предлагают серьёзную работу с самого начала, неплохой карьерный рост и значительные перспективы. Люди, которые начинают с таких позиций, называются хайфлайерами.

Ещё я понял, что хочу стать одним из них. Это не получилось сделать ни в P&G, ни в BAT, ни в Mars, ни в Unilever, ни в L’Oreal.

Но, в конце концов, получилось сейчас. Более того, я не жалею о том, что было. Новая компания предложила, на мой взгляд, ещё более перспективную позицию и очень неплохую зарплату, что стало приятной неожиданностью. И произошло это в тот момент, когда я этого совсем не ожидал.

Удачи вам)

1 М1 означает менеджер 1 уровня. Всего их 6. М6 — директор в регионе (типа в СНГ), 5 — директор завода или директор по какой-то области (например, маркетингу). Топ-менеджмент начинается с 4 уровня, и эти люди получают уже не зарплату, а некий процент с продаж.